Информационно-методический кабинет

Нормативные правовые документы

Учебная программа дошкольного образования

Образовательный стандарт дошкольного образования

Типовой учебный план

Инструктивно-методические письма

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ  ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА  АДУКАЦЫІ  РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2023/2024 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период»

ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227)

Методические рекомендации

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Перечни учебных изданий

свернуть

аттестация педагогических работников

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

 
 

ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012 г. N 101 "АБ ЗАЦВЯРДЖЭННIIНСТРУКЦЫI АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI (АКРАМЯ ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ З ЛIКУ ПРАФЕСАРСКА-ВЫКЛАДЧЫЦКАГА СКЛАДУ)" (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 N 20, от 26.11.2014 N 163, от 20.11.2015 N 131, от 11.05.2017 N 46, от 08.05.2018 N 37, от 01.08.2022N 216)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июля 2020 г. N 69 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЫПУСКА 28 ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ" (в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 24.02.2022 N 13)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июня 2009 г. N 36 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО КЛАССИФИКАТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОКРБ 011-2009 "СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ" (в ред. постановлений Минобразования от 31.08.2009 N 58, от 01.03.2010 N 31, от 17.05.2010 N 50, от 20.08.2010 N 95, от 28.02.2011 N 7, от 29.07.2011 N 209, от 28.12.2011 N 286, от 28.02.2012 N 18, от 23.08.2012 N 103, от 11.12.2012 N 136, от 06.03.2013 N 10, от 12.08.2013 N 72, от 03.03.2014 N 16, от 22.04.2014 N 47, от 25.07.2014 N 117, от 04.02.2015 N 3, от 13.04.2015 N 21, от 19.08.2015 N 104, от 01.02.2016 N 5, от 01.08.2016 N 72, от 27.02.2017 N 13, от 22.03.2017 N 26, от 02.05.2017 N 42, от 27.07.2017 N 94, от 29.12.2017 N 173, от 22.02.2018 N 8а, от 17.12.2018 N 122, от 03.06.2019 N 72, от 10.12.2019 N 184, от 07.07.2020 N 185, от 15.12.2020 N 302, от 12.07.2021 N 145)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 марта 2022 г. N 54 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ, ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ И ОТМЕНЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО КЛАССИФИКАТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" (в ред. постановления Минобразования от 01.08.2022 N 222)

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

  1. Пастанова Мiнiстэрства Адукацыi Рэспублiкi Беларусь 22 жнiўня 2012 г. n 101 аб зацвярджэннi iнструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарскавыкладчыцкага складу) (в ред. Постановлений Минобразования от 26.03.2014 N 20, от 26.11.2014 N 163, от 20.11.2015 N 131, от 11.05.2017 N 46, от 08.05.2018 N 37, от 01.08.2022 N 216
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22 июля 2021 г. № 55 Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих Изменения и дополнения: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 13
  4. Комментарий к выпуску 28 Единого квалификационного справочники должностей служащих.
  5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69
  6. Постановление Министерства образования республики Беларусь 2 июня 2009 г. № 36 Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 марта 2022 г. № 54 Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 6 июля 2011 г. № 59 Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24
  9. Постановление Совета министров Республики Беларусь 2 апреля 2015 г. № 263 Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов
  10. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19 января 2009 г. № 4 Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях.

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

 
свернуть

документация воспитателя дошкольного образования

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. Протоколы родительских собраний.

3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного  образования.

4. Сведения о родителях и воспитанниках.

5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных процессов и образовательного процесса.

свернуть

планирование образовательной работы

Педагогические требования
к планированию образовательного процесса:

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса. 

2. Сочетание методов педагогического взаимодействия с организацией разных видов детской деятельности воспитанников. 

3. Соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность. 

5.Соответствие  оптимальной учебной нагрузки на детей нормативным правовым актам в сфере образования Республики Беларусь.

6. Учет медико-психолого-педагогических требований к последовательности, длительности форм образовательного процесса.

 

Виды планирования

Перспективное планирование - планирование на длительный период: год, полугодие, месяц.

Календарное планирование - планирование специально организованной деятельности,  видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели.

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

К выбору оптимальной и удобной формы планирования следует подходить с учетом профессионального уровня и индивидуального стиля деятельности педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в одной группе.

Форма плана образовательного процесса обсуждается коллегиально и утверждается на педагогическом совете.

 

Структура плана

1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на  учебный год.

2.Научно-методическое обеспечение.

3.Список детей по подгруппам (при необходимости).

5. Закаливание.

6. Взаимодействие с семьей.

7. Индивидуальная работа с детьми.

8. Двигательная деятельность (активность).

9. Специально организованная деятельность.

10. Виды детской деятельности.

  

Взаимодействие с семьёй:

1.Формы работы с родителями:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно-информационные;
-информационно-коммуникационные.
2. Содержание работы:
- дата проведения;
- ответственный;
- отметка о выполнении.

 

Индивидуальная работа с детьми

1. Первая  неделя (вторая, третья, четвертая).
2. Содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
3.Фамилия, имя ребенка.
4. Учет работы (коррекционную работу с детьми осуществляют: педагог-психолог, учитель-дефектолог).

 

Закаливание

Ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей сезонных изменений, условий дошкольного учреждения.

 

Физическая культура

Двигательная деятельность:

-утренняя гимнастика на (1-2 и 3-4 недели, 2 и 4 недели - с усложнением и дополнением);

-подвижные игры  и физические упражнения  на 1-й и 2-й прогулках;

- активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, день  здоровья).

 

Специально-организованная деятельность

- Тема недели, цель.

- Образовательная область и вид занятия («Изобразительное искусство. Рисование").

- Тема занятия.

- Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные).

- Источники планирования.

- Методические приемы (краткий план).

Учёт работы

Учет работы не должен носить формальный характер, осуществляется на основе повседневного наблюдения за деятельностью каждого ребенка, анализа продуктивных видов деятельности и служит основанием для планирования индивидуальной работы с детьми на следующую неделю месяца.

 

Общение 

- Разыгрывание коммуникативных этюдов в парах или с малыми подгруппами.

- Беседа-разговор (с детьми 1-3 лет).

- Беседы с детьми: с малышами — на темы ближайшего окружения, со старшими детьми —  на общественную, природоведческую тематику.

- Беседы о прочитанном произведении.

- Беседы на морально-этические темы.

- Обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику.

- Тренинги.

- Обсуждение проблемных ситуаций.

- Упражнения вербального и невербального общения и др.

 

Игровая деятельность  

  - Дидактические.

   - Пальчиковые.

   - Сюжетные и сюжетно-ролевые.

  -  Настольно-печатные.

  - Словесные.

  - Хороводные.

  - Подвижные.

  - Компьютерные.

  - Интеллектуальные.

  - Народные.

  - Игры со строительным материалом и др.

 

Познавательно-практическая деятельность (дошкольный возраст)        

- Наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;

- Обследование предметов и пространства;

- Моделирование;

- Простейшее экспериментирование (опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы);

- Предметно-орудийная деятельность (основной вид деятельности детей раннего возраста (показ способов действий с предметами и игрушками) и др.

 

Художественная деятельность 

1. Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:

- восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм);

- исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек) и детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);

- инсценирование с помощью игрушек;

- подготовка спектаклей и др.

2. Изобразительная деятельность:

- ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание произведений изобразительного искусства (иллюстраций в книгах, картин, скульптуры малых форм и др.), предметов декоративно-прикладного искусства;

- изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей;

- изобразительная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • дизайн.

Трудовая деятельность

- Самообслуживание.

- Хозяйственно-бытовой труд.

- Труд в природе.

- Ручной труд (дошкольный возраст).

свернуть

Методическая литература

 

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой 

Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста

Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе

Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий первая младшая группа интегрированный подход

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка. Опыты и экспериенты для детей

Киреева Л.Г. Играем в экономику

Комарова Т.С. Детское художественное творчество

Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений о развитию речи дошкольников

 

Малашенкова Е.А. Прогулка в детском саду. Организация и планирование

Манушкина Н.  Детская энциклопедия с Чевостиком. Чистые ладошки

Прошкина И.В. Проулка в детском саду. Организация и планирование

Розова Е.Ю. Развиваем речь, тренируем память с использованием приёмов мнемотехники в работе логопеда

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.1.

 

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.2.

 

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.3.

 

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.1.

 

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.2.

 

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.3.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.4.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.1.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.2.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.3.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.4.

Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки

Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике

Тугушева Г.П.Чистякова  А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

Филатова Д.Ф. Психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста из неблагополучных семей

Кислякова Ю.Н., Былино М.В. Развитие речи: занимательные игры и упражнения 

Мыслюк В.В. Считаю, рисую, решаю

Мыслюк В.В. Числа и цифры: различаю, называю и пишу подробнее...

Ковалец И.В. Смена сезонов подробнее...

Кислякова Ю.Н. Звуковая мозайка подробнее...

Кислякова Ю.Н., Былино М.В. Рвазвитие речи: лексика и грамматика  подробнее...

Старжинская Н.С. Учись говорить правильно подробнее...

свернуть