Педагогические требования
к планированию образовательного процесса:
1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса.
2. Сочетание методов педагогического взаимодействия с организацией разных видов детской деятельности воспитанников.
3. Соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.
4. Реальность плана, его систематичность и последовательность.
5.Соответствие оптимальной учебной нагрузки на детей нормативным правовым актам в сфере образования Республики Беларусь.
6. Учет медико-психолого-педагогических требований к последовательности, длительности форм образовательного процесса.
Виды планирования
Перспективное планирование - планирование на длительный период: год, полугодие, месяц.
Календарное планирование - планирование специально организованной деятельности, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели.
Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.
К выбору оптимальной и удобной формы планирования следует подходить с учетом профессионального уровня и индивидуального стиля деятельности педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в одной группе.
Форма плана образовательного процесса обсуждается коллегиально и утверждается на педагогическом совете.
Структура плана
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.
2.Научно-методическое обеспечение.
3.Список детей по подгруппам (при необходимости).
5. Закаливание.
6. Взаимодействие с семьей.
7. Индивидуальная работа с детьми.
8. Двигательная деятельность (активность).
9. Специально организованная деятельность.
10. Виды детской деятельности.
Взаимодействие с семьёй:
1.Формы работы с родителями:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно-информационные;
-информационно-коммуникационные.
2. Содержание работы:
- дата проведения;
- ответственный;
- отметка о выполнении.
Индивидуальная работа с детьми
1. Первая неделя (вторая, третья, четвертая).
2. Содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
3.Фамилия, имя ребенка.
4. Учет работы (коррекционную работу с детьми осуществляют: педагог-психолог, учитель-дефектолог).
Закаливание
Ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей сезонных изменений, условий дошкольного учреждения.
Физическая культура
Двигательная деятельность:
-утренняя гимнастика на (1-2 и 3-4 недели, 2 и 4 недели - с усложнением и дополнением);
-подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках;
- активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья).
Специально-организованная деятельность
- Тема недели, цель.
- Образовательная область и вид занятия («Изобразительное искусство. Рисование").
- Тема занятия.
- Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные).
- Источники планирования.
- Методические приемы (краткий план).
Учёт работы
Учет работы не должен носить формальный характер, осуществляется на основе повседневного наблюдения за деятельностью каждого ребенка, анализа продуктивных видов деятельности и служит основанием для планирования индивидуальной работы с детьми на следующую неделю месяца.
Общение
- Разыгрывание коммуникативных этюдов в парах или с малыми подгруппами.
- Беседа-разговор (с детьми 1-3 лет).
- Беседы с детьми: с малышами — на темы ближайшего окружения, со старшими детьми — на общественную, природоведческую тематику.
- Беседы о прочитанном произведении.
- Беседы на морально-этические темы.
- Обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику.
- Тренинги.
- Обсуждение проблемных ситуаций.
- Упражнения вербального и невербального общения и др.
Игровая деятельность
- Дидактические.
- Пальчиковые.
- Сюжетные и сюжетно-ролевые.
- Настольно-печатные.
- Словесные.
- Хороводные.
- Подвижные.
- Компьютерные.
- Интеллектуальные.
- Народные.
- Игры со строительным материалом и др.
Познавательно-практическая деятельность (дошкольный возраст)
- Наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;
- Обследование предметов и пространства;
- Моделирование;
- Простейшее экспериментирование (опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы);
- Предметно-орудийная деятельность (основной вид деятельности детей раннего возраста (показ способов действий с предметами и игрушками) и др.
Художественная деятельность
1. Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:
- восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм);
- исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек) и детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);
- инсценирование с помощью игрушек;
- подготовка спектаклей и др.
2. Изобразительная деятельность:
- ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание произведений изобразительного искусства (иллюстраций в книгах, картин, скульптуры малых форм и др.), предметов декоративно-прикладного искусства;
- изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей;
- изобразительная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- конструирование;
- дизайн.
Трудовая деятельность
- Самообслуживание.
- Хозяйственно-бытовой труд.
- Труд в природе.
- Ручной труд (дошкольный возраст).